В Самарканд прибыли ранним утром, на вокзале ходили так называемые гиды, ничего не понимающие в искусствознании, но имеющие машину. Одиного из них — Виталия — мы и наняли. Поскольку мы были страшно голодны, сначала нас повезли в домашнее кафе, тем более, что Санька еще не пробовал настоящую самсу.
(Заметки на полях: все бутылки с кока-колой, что мы видели в Ташкенте, зверски исцарапаны. Почему? Не известно…)
Пекарь самсы. Позировать заезжим туристам ему, видимо, не привыкать.
Современная геральдика Самарканда.
Вот таким дЭкором «спасают» старые стены Самарканда.
Мавзолей Ходжа Данияра (Святого Даниила) является одним из самых известных культовых мест в Самарканде. С одинаковым почтением к нему относятся мусульмане, христиане и иудеи.
Дверь в усыпальницу святого Данияра. Поклониться этому святому приезжают со всего мира верующие всех конфессий. Обувь снимань обязательно!
Бархатное покрывало с золотым шитьем — покров гробницы Св. Данияра.
Согласно библейской трактовке, Даниил в переводе с еврейского означает «судья бог», «бог мой судья». Он родился в Иерусалиме в 603 году до н.э. и происходил из рода царей Давида и Соломона. Когда Израиль в 586 году до н.э. был захвачен царем Вавилонии Новохудоносором, Даниил был увезен в Вавилон (современная территория Ирака) вместе с другими юношами знатного происхождения. Они стали изучать разные науки, в числе которых были астрология и искусство толкования снов. Самым способным из иудейской молодежи оказался Даниил. При этом он проявил себя непреклонным в религиозных убеждениях. Он даже отказался от вина и мясной пищи, добившись разрешения питаться одними овощами, чтобы следовать предписаниям религии. Поэтому мудрость Даниила трактуется в Библии как божья награда за набожность. За мудрое истолкование одного из сновидений Новохудоносор осыпал его своими милостями, сделав наиболее приближенным к себе человеком.
Произнесешь желание, положешь денюжку и — счастье с тобой. Правда служители усыпальницы утверждают, что деньги «предлагать» святому нельзя. Но мы же знаем, что в этом мире ничего задарма не даëтся.
Дверь в пещеру, где ночевали паломники.
Вход в пещеру; внутри ее сфотографировать не удалось — темно, хоть глаз выколи, да и ничего кроме каменных стен там нет.
Фисташковое дерево, которому более шестисот лет. Последние годы оно стояло совершенно сухим, но где-то в девяностых годах на могилу Ходжи Данияра (Св. Даниила) приезжал митрополит Алексий II, освятил это дерево и оно зацвело. Вот в таком виде мы его и застали.
Со стороны головы мазара (арабск. «место, которое посещают»), ближе к речке Сиаб — родник Ходжа Данияра.
Мы подъехали к обсерватории Улугбека (XV в.).
Улугбек — учëный, архитектор, филосов, художник, астроном, был своеобразным Томасом Джефферсоном Узбекистана. Времена правления Улугбека ознаменовались периодом огромного прогресса в искусстве и науке в его государстве. Благодаря астрономическим расчëтам и наблюдениям он пробрëл себе широко известную славу в научном мире. Его обсерватория была экстраординарной: 48 метров в диаметре, 40 метров в высоту, оснащëнная новейшими инструментами того времени, к тому же богато декорирована глазурированным кирпичом. Улугбек лично проводил исследования и астрономические расчëты, которые прошли проверку временем. На многие столетия после его смерти (1449 г.), знания были преданы забвению, обсерватория была была разрушена и только в этом столетии еë обнаружили и восстановили.
Одна из крупнейших обсерваторий средних веков, построенная Улугбеком вблизи Самарканда около 1430 г. Еë остатки, открытые В. М. Вяткиным в 1908, были окончательно раскопаны В. А. Шишкиным в 1948 г. Обнаружены руины нижней части стены круглого здания, которое вмещало грандиозный мраморный секстант (возможно квадрант), установленный в плоскости меридиана.
Нехилый секстант. Сохранилась лишь нижняя часть дуги инструмента длиной в 32°, разделëнная на градусы. Инструмент установлен в вырубленной в скале траншее шириной около 2 м и глубиной 11 м. Часть его возвышалась над поверхностью земли. Он состоял из двух параллельных каменных дуг, облицованных мраморными плитами соответствующей кривизны. Употреблялся для определения астрономических постоянных и координат Солнца, Луны и планет в моменты прохождения их через меридиан. Звëзды наблюдались инструментами (не сохранились) меньших размеров. Важнейший труд, выполненный на обсерватории — так называемые «Новые астрономические таблицы» («Зидж-и джедид-и Гурагони») — содержит изложение теоретических основ астрономии и каталог положений 1018 звëзд (издан в Оксфорде в 1665 г.). Каталог звëзд, планетные таблицы, а также определение наклона эклиптики к экватору, годичной прецессии и продолжительности тропического года имели большое значение для развития астрономии.
Читайте сами.
Такого количества RAFиков-маршруток, как в Самарканде, мы нигде ещë не видели.
Мемориальный ансамбль Шахи Зинда — один из самых великолепных на востоке. Некрополь находится на возвышенности, неподалеку от археологического заповедника Афросиаб. Шахи Зинда — место захоронения царственных особ и знати. Ансамбль начинается с места погребения легендарного Хусейна (Кусама ибн Аббаса), двоюродного брата пророка Мухаммеда (XI—XII вв.), чьë прозвище и было — «Шахи Зинда» (Живой царь) и имеет несколько легенд своего происхождения: по одной из них враги отрубили Кусаму голову, но он, взяв еë в руки, спускается в бывший здесь колодец, где получает бессмертие, испив «живую воду».
Если при посещении ансамбля мавзолеев Шахи Зинда, вам предложат подсчитать ступени при подъëме и при спуске, чтобы определить степень своей греховности, знайте, что за этим символизмом таится более глубокая и древняя духовная традиция — колличество ступеней при подъеме должно соответствовать колличеству при спуске — вы очищаетесь от грехов. Сашка «очистился», а у меня при спуске «получилось» на одну ступеньку больше, так что, увы — пришла греховна, ухожу такой же.
Такие косички уже редко кто плетëт, жаль. В детстве мне тоже заплетала подобные косички соседка.
Я у входа в мавзолей Шодимулк Око. Воздвигнут в 1372 году. Одно из самых красивых сооружений, построенный в честь сестры Тимура Турхон Око и ее дочери Шоди Мулк Око. См. видео
Мавзолей Шодимулк Око. Дополнительный элемент декора — пристенные колонны.
В комплексе Сашка «поплыл» — поливная керамика его настолько захватила, что я боялась потерять его в этом великолепии.
Ганч, поливная керамика, солнце — от такой красоты крышу напрочь сносит!
Потолок мавзолея «Восьмигранник».
Панорама внутренней части комплекса Шахи Зинда.
Потолок мавзолея Усто Али Насафи (60—70 гг., XIV в.).
Декор одного из двух безымянных мавзолеев.
Фрагменты первоначального декора, его не реставрировали, дабы туристы имели представление о высокой технологии старых мастеров.
Вход в комплекс Туман Око (XV в.).
Построен женой Амира Тимура. Комплекс состоит из мулозимхоны (слово «мулозим» — арабского происхождения и дословно значит «безотлучно присутствующий при ком-либо», «хона» —
комната), мечети и мавзолея. Мавзолей украшен мастером Шейх Мухаммад Ибн Ходжи Бандгир Ат-тугри Табризи (ничего себе имечко для мастера. Интересно, как звучит оно уменьшительно-ласкательно?).
Мавзолей, построенный в 1360—61 гг. По некоторым сведениям в нем похоронена одна из жен Амира Тимура Кутлуг Око.
Декор стен и потолка мавзолея Кутлуг Око.
Потолок мавзолея Кутлуг Око. См. видео
Мавзолей Хаджа Ахмада (XIV в.). Один из памятников северной части — яркий пример искусства выполнения резного поливного терракота. См. видео
Декор стен мавзолея Хаджа Ахмада.
Так люблю Среднеазиатское солнце! Греет, светит, льëтся счастьем!
Резная деревянная беседка-айван, с великолепной росписью.
Общий вид Шахи Зинда. На данное время сохранились только постройки XIV века. За комплексом расположено обычное кладбище — и после перехода в миры иные простым людям хочется находиться поближе к монаршим особам и святым.
Шахи Зинда на фотографии Проскурина-Горского (1905—1915 гг.)
Далее (часть 2)