Это оказался дворец для Николая II, построенный бухарским эмиром. Николай II здесь так и не побывал…
Обойдя дворец, увидели такую картину — вся семья вышла на утренние процедуры — установили осколок зеркала, перед которым причëсываются, а лицо и ноги можно помыть и из-под уличного крана.
Гида искали недолго. Местные жители отвели нас в частную гостиницу, хозяйка которой позвонила по нескольким номерам и предложила нам вернуться к Ляби-Хаузу и пока позавтракать в кафе, расположенном на его берегу. Гид подойдет к нам сам. Поблагодарив, воспользовались возможностью позавтракать. Саня уже доедал свою яичницу, когда к нам подошел мужчина в бухарской бархатной тюбетейке. Это и был наш гид — замечательный Ильхом-ака. Обговорив детали, он произнес гениальную фразу: «Всë, я начинаю работать.»
Ляби-Хауз («хауз» — пруд) основан в 1620 г. в переводе означает «у берегов водоëма». Он не только дал название всему ансамблю, но и выполнял очень важную функцию в условиях тесной городской застройки, создавая своеобразный микроклимат в этой части города. Многовековые тутовые деревья, растущие вокруг водоема-хауза, дают тень в жаркие дни. Это место всегда было излюбленным местом бухарцев. Здесь располагались базар, чайхана, парикмахерские, лавки цирюльников. Водоем прямоугольной формы, размеры — 36х42 метра, глубина — 5 метров. Берега его, скошенные в углах, выложены крупными блоками камня, с уступами; по ним спускались за водой водоносы (машкобы), разносившие в бурдюках воду для поливки улиц и для питья. Вода в Ляби-Хауз поступала из канала Шахруд, протекающего рядом. Большие празднества проводились именно на этой площади. Лавки украшались коврами и вышивками. Вечером зажигались огни, ставились торговые палатки. Толпы бухарцев после праздничной молитвы гуляли на площади Ляби-Хауз.
Медресе Кукельдаш. Раннее утро, парикмахерская еще закрыта. Судя по двери в ней стригутся лилипуты. Художественный салон так же закрыт, но скоро жизнь закипит…
Медресе Кукельдаш (60—70-е гг. ХVI в.). (Слово «кукельдаш» буквально означает «молочный брат». В иерархии власти, унаследованной от Чингисхана, словом «кукельдаш» обозначается одна из наиболее важных придворных должностей.)
Ляби-Хауз сочитает в себе современный памятник национальному герою Ходже Насреддину Афанди (скульптор Яков Шапиро, 1979 г.), медресе XVI века Кукельдаш, ханака (караван-сарай для дервишей) Нодир диван-беги и медресе Нодир Диван Беги, построенные в XVII веке. Завершает этот ансамбль Хауз (водоëм).
Медресе XVII века (1630 г.) Нодир Диван Беги. Тот же прямоугольный портал, в 2 ряда уходящие худжры, по бокам башни — гульдаста. Портал украшен изображениями живых существ. Это была первая попытка зодчих отойти от традиционного декора. Большой интерес представляет декорация тимпанов портала, выполненная в технике полихромной мозаики. К лучистому солнцу устремляются фантастические птицы счастья Симург, держащие в когтях фантастических животных. Здесь также присутствует растительный орнамент — спиралевидные стебли и цветы. В декоре отсутствует красный цвет. Это объясняется тем, что он ассоциируется с жарой, а т. к. климат был очень жаркий, то зодчие старались украшать свои творенья больше голубыми, зелеными, синими и желтыми тонами, которые здесь и преобладают.
На портале надпись на арабском языке, она гласит: «Аллах велик, Мухаммед пророк его». Украшать порталы медресе надписями — было традиционной практикой.
Слово «медресе» арабского происхождения, произошло от слова «дарс» — урок. Как учебные заведения, медресе появились во времена утверждëнного ислама. Здесь изучали Коран, арабский, персидский языки, светские науки, географию, историю своего края.
Квадратный двор медресе обрамлен худжрами в 2 этажа. Отличительная особенность этого медресе в том, что здесь отсутствует мечеть и классная комната (дарсхона), что объясняется первоначальной задумкой основать в этом месте караван-сарай.
В настоящее время в медресе находится ремесленный центр.
Куклы бухарских мастеров.
На таких станках и поныне ткут знаменитый бухарский бархат и ткани из шëлка. См. видео
Многоступенчатая подставка под книгу. Выполнена из единого куска дерева, без единого склееного фрагмента. На столе мастера — пеналы и шкатулки с секретами.
Чеканщик А. Хамидов. Его дед Олимджон Хамидов возродил школу чеканной посуды. См. видео
По четырëм углам Ляби-Хауза росли чинары. Сейчас осталось только одно дерево, которое, к сожалению, засохло. Однако его не спешат спилить — святое, ему уже более 650 лет.
Самая первая цивилизованная аптека Бухары. Открыта ещë при эмире бухарском.
Мечеть Магоки Аттори, XII в. (в переводе с фарси «мечеть в яме», буквально «глубокая мечеть»). Мечеть находится в центре города. Она названа так, потому что на её месте прежде был торговый ряд продавцов идолов, лекарственных снадобий и пряностей (аттаров). Мечеть почти на 6 метров вошла в глубину, на самом же деле около нее наросла городская почва за многовековое существование Бухары.
Историк X века Наршахи рассказывает, что на этом месте стояла мечеть Мах (луна), которая была построена на месте храма огнепоклонников. Здесь два раза в год устраивался базар, на котором продавали деревянных и глиняных идолов. Мечеть Магоки Аттори относится к типу так называемых закрытых мечетей, с перекрытием на шести каменных устоях (столбах). Южный еë портал, со стороны сквера, представляет шедевр архитектурного декора. Портал и еë нишевидный вход украшены разнообразными способами: ганчем (резьба по алебастру), кладкой из шлифованных кирпичиков, поливной майоликой и резной терракотой.
Сашка с нашим гидом Ильхомом-ака перед входом в мечеть Магоки Аттори.
Двери в Узбекистане стоят отдельного внимания — это целое искусство.
Крытый базар Так-и Тельпак Фурушон. Здесь можно было купить роскошные головные уборы: золотошвейные и расшитые бисером тюбетейки, меховые шапки, хитроумно свернутые тюрбаны. К зданию под разновеликими углами сходились пять улиц; мастера решили этот сложный градостроительный узел, пропустив дороги между шестью радиально расходящимися пилонами, несущими невысокий сферический купол (диаметр его 14,5 м) на двенадцатигранном световом фонаре. На 12-ти осях строится обходящая зал галерея с нишами, кладовками и складами товаров.
Встречал нас рынок коврами и халатами. Welcome!
Могила бухарского полицмейстера Ходжи Ахмати Парон. Говорят, что Парвонходжа был строг к ворам, поэтому в период его службы на улицах, на рынках Бухары было спокойно. Парвонходжа восседал на этом самом месте, его слуги приводили пред светлы очи провинившихся. И зинданы пополнялись новыми узниками.
Художники и продавцы сувениров, разложившие свой товар вдоль аллеи, ведущей к мавзолею Саманидов.
На импровизированных стендах можно встретить различные ювелирные украшения ручной работы. Для настоящих ценителей старины могут представлять интерес подлинные украшения конца XIX начала—XX века. Всë хочу!
Дверь в мужскую баню.
Сегодня в Бухаре сохранились всего две старинные бани: одна женская — хамбом-и-Кунжак и одна мужская баня — Бозор-и Корд. Полуподвальные помещения старинных бань втиснулись среди рыночных зданий и едва возвышаются над улицей своими невыразительными низкими куполами. Бухарские бани представляют собой историко-культурный интерес, как типичные памятники гражданского строительства Бухары XVI века.
Само устройство этих бань с замысловатыми комнатками-лабиринтами, с постепенным переходом из прохладного помещения в более жаркое. Но более всего поражают теплые мраморные полы из цельных кусков мрамора произвольной формы. Они совершенно гладкие, теплые и имеют всю палитру оттенков: от чисто белого как снег, до иссиня-черного с многочисленными прожилками в рисунке.
Традиция мыться в бане в Бухаре достаточно древняя. Упоминания об этом можно встретить у Наршахи, автора «Истории Наршахи», датируемой X веком. Правда, употребляли тогда не современный термин арабского происхождения «хаммом» (бухарское — хамбом), а старый таджикский — «гармоба». В бане вам предложат и лечебный массаж с медом и травяными отварами. См. видео
Изумительная керамика у входа в мастерскую.
Кузнецы. См. видео
В мастерской керамиста Азамата Нашванова.
Веселые фигурки в мастерской Азамата.
И художественный салон и чайхана — два в одном.
Зелëный чай и сахарные конфеты — парварда. Вкуснятина!!! От жары спасает веер, украшенный золотым шитьëм.
Золотошвейные мастерские.
Медресе Абдуллазиз-хана (1652 г.) составляет архитектурный ансамбль с медресе Улугбека, которое находится напротив. На минарете медресе сохранилось самое большое гнездо аиста. Последнее гнездо. К сожалению аисты покинули Бухару после осушения болот.
Вся территория медрессе — сплошной рынок ремесленников. См. видео
Келья-худжра в медресе Абдуллазиз-хана.
Потолок кельи. См. видео
Медресе Улугбека (1417 г.).
Самое древнее из 3-х медресе, построенных внуком Тимура — правителем, ученым астрономом Мирзо Улугбеком. Это прямоугольное здание со двором и парадным входом, украшенным высоким порталом — пештаком. Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет 2 крыла. С обеих сторон его закрывают две башни — гульдаста. В мотивах орнамента преобладают астральные элементы, на створке ворот сохранилась надпись из Корана, в которой говорится, что «стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Крытый базар Так-и Заргарон. На перекрестках главных дорог города Бухары были сооружены сложные купольные здания — токи. Минуя площадь Пои Калян, былая торговая магистраль приводит нас к древнейшему перекрестку главных магистралей средневекового шахристана, куда сходились традиционные «четыре базара» — «чахар сук», вливавшиеся в купольное здание, на которое перешло название перекрестка — Чорсу.
На месте древнего Чорсу Бухары в 1569-70 гг., как сообщает летописец XVI в. Хафизи Таныш, был возведен крупнейший из сохранившихся торговых пассажей Бухары — Так-и заргарон (Так-и заргарон — торговый купол), купол ювелиров, превосходное в своем роде здание. Это купольный пассаж, т.е. свод над проезжей частью улицы в соединении с группой окружающих галерей для лавок и мастерских. Так-и заргарон (Токи Заргарон) вмещал 36 мастерских и магазинов ювелиров, со всем инвентарем.
Так-и Заргарон с обратной стороны. Базар имеет пять выходов на пять крупных улиц, бухарцы говорят: «Куда бы не пошëл — попадëшь на базар».
Далее (часть 2)