Жемчужина архитектуры Тимуридов — кафедральная мечеть Биби Ханым, начало строительства 1399 год. Она находится недалеко от главных городских ворот Аханин в северной части Самарканда.
В 1399 году Тимур начал военную компанию в Индию. По легенде Биби Ханым была самой любимой женой Тимура и самой прекрасной женщиной его гарема. Когда Тимур уехал в поход, она решила сделать ему подарок, а, заодно, увековечить свое имя — построить грандиозную мечеть, которая своими размерами, великолепием и убранством превосходила бы все существующие постройки. Чтобы мастера и рабочие не сомневались, что у неë есть средства, царица приказала показать им груды золота и драгоценностей, предназначенные на постройку. Работа закипела. Руководить работой Биби Ханым поставила молодого зодчего, и тот, очарованный красотой царицы, влюбился в неë.
И вот мечеть уже почти выстроена, остается лишь одна огромная портальная арка. Всë чаще посещает постройки Биби Ханым и торопит архитектора. Но тот не спешит: он знает, что не увидит больше еë, как только исполнит поручение.
Тем временем Тимур шлëт весть о скором своëм возвращении. Биби Ханым с нетерпением ожидает окончания стройки. Но дерзкий зодчий ставит условие: мечеть будет закончена, если царица разрешит себя поцеловать. Царица разгневана: зодчий забыл кто она такая! Но архитектор неумолим. Тогда Биби Ханым решается пойти на хитрость, она приказывает принести яйца, раскрашенные в различные цвета. «Посмотри на эти яйца, с виду они все разные, но внутри все одинаковы. Таковы мы, женщины! Я подарю тебе любую из своих рабынь, которую ты захочешь». На это зодчий приказал принести два бокала: один из них он наполнил обыкновенной водой, другой — белым вином. «Посмотри на эти два бокала, с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой — он обожжет меня. Такова любовь!».
А Тимур уже подходит к столице. Биби Ханым вне себя от досады: так долго лелеянный и почти уготованный ею сюрприз своему супругу может не получиться. Царица не смеет допустить этого. Она соглашается на поцелуй, но при поцелуе закрывает лицо ладонью. Поцелуй был так горяч, что оставил на щеке красавицы пятно.
И вот Тимур въехал в столицу, его восхищенному взору представилась во всем блеске соборная мечеть — подарок любимой жены. Каково же было смущение Биби Ханым, когда проницательный супруг углядел пятно на еë щеке.
Здесь повествование раздваивается на две версии:
Версия первая:
Зодчего ждала смерть. Понимая это, он, вместе с учеником, поднялся на один из минаретов только что построенной мечети. Воины бросились туда, но, поднявшись наверх, встретили лишь ученика. «Где учитель?», — спросили его. «Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешхед», — ответил тот…
Версия вторая:
Великий завоеватель разгневался, но гнева своего не показал. Он только вызвал к себе мастера и приказал ему построить под землëй богатый мавзолей, чтобы такой богатой усыпальницы не было на целом свете. Тогда же повелитель приказал великому мастеру изготовить из глыбы розового мрамора саркофаг, а из чëрного нефрита намогильный камень и высечь на камне арабскими письменами рецепт изготовления глазури для куполов. Когда всë было готово, Тимур убил мастера и захоронил его в подземелье. В подземелье он велел снести также свои сокровища и знаменитую библиотеку, которую привëз после военного похода в малую Азию. Затем вход был замурован. Шли годы. Планом подземелья овладел внук великого хромца. Улугбек продолжал пополнять библиотеку — так постепенно подземелье превратилось в одно из крупнейших книгохранилищ мира. Но Улугбек умер, и план подземелья исчез…
Мечеть была велика по своим размерам и согласно воспоминаниям современникам, увенчана огромным куполом. Уникальными также были арки здания. Биби Ханым, пожалуй, самое грандиозное сооружение средневекового Самарканда, однако то, что сегодня предстает взору жителей и гостей города — это результат громадной работы искусcных реставраторов. Дело в том, что практически еще в 80-х годах прошлого века этот архитектурный ансамбль лежал в руинах… Широкомасштабная реставрация началась в конце восьмидесятых, начале девяностых годов, примерно за 15 лет интенсивных работ было восстановлено почти 80% того, что требовало восстановления. Реставрация памятника продолжается и в настоящее время.
Самая большая подставка для корана. И, как обычно, работы современных ремесленников к услугам туристов.
Площадь Регистан находится в центре исторической части Самарканда. Слово «регистан» переводится, как «насыпная площадь». Регистан с давних времен являлся, местом, где функционировали большие ярмарки, ремесленные базары. Здесь проводились большие городские мероприятия.
На площади Регистан гармонично располагаются три здания: слева — Медресе Улугбека (1417—1420 гг.), справа — Медресе Шер-Дор (1619—1636 гг.), в центре — Медресе Тилля-Кари (1647—1660 гг.).
В 1417 году любимый внук Амира Тимура — Улугбек начал здесь строительство медресе, носящего его имя. Это второе медресе, построенное Улугбеком. Первое из медресе Улугбека находится в Бухаре, а третье — в городе Гиждуване. Медресе Улугбека в Самарканде с самого начала являлось высшим духовным заведением, своеобразным университетом. Первоначально медресе имело 50 худжр (келий), в которых проживало более ста студентов, обучающихся здесь. В заведении обучался знаменитый таджикский поэт-мистик Абдурахман Джами.
Согласно письменным источникам, в медресе читал курс математики сам Улугбек, а также другие знаменитые ученые, приближенные ко двору правителя.
В XVII веке на площади Регистан были построены еще два здания медресе — Шер-Дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу — бессмертному памятнику зодчества — медресе Улугбека. Медресе Шер-Дор, то есть «Здание со львами», расположено напротив медресе Улугбека. Оно строилось 17 лет по приказу самаркандского правителя эмира Ялангтуша Бахадура.
Лакайская вышивка радикально отличается от вышивок иных видов. Сюзане — вышивка иглой. Лакайские сюзане «вышивают» шилом и крючком на любой плотной ткани или тонком войлоке — шилом прокалывают ткань и крючком протягивают нить. См. видео
В ковровой мастерской. Ручные ковры славятся по всему миру. См. видео
Трон в одном из залов медресе Улугбека. За троном (если приглядеться в левом углу) уже «прикорнул» посетитель.
Вид из минарета.
Сане удалось подняться на минарет медресе Улугбека. Правда он был закрыт на большущий замок, но за определенную «просьбу» его открыли.
Медрессе еще не отреставрировали, вид, конечно, не особенно красив — ходить по таким ступеням страшновато.
См. видео
Вид на Шер-Дор с минарета медресе Улугбека. См. видео
Комната молитв в медресе Тилля-Кари; створ, направленный в сторону Каабы.
См. видео
Свастика — элемент орнамента на медресе Шер-Дор. См. видео внутри Шер-Дор
Мавзолей Рухабад (XIV в.).
Мавзолей построен для особо почитаемого современниками шейха Бурханеддина Клыч Сагарджи. Окруженное ореолом святости имя шейха послужило первопричиной названия мавзолея Рухабад — «Обитель духа».
Бурханеддин Сагарджи умер в Китае, но завещал сыну Абу Саиду похоронить его в Самарканде у ног одного из представителей дервишского ордена «Громкого зикра» Нуреддина Басира, почитателем которого был и Тимур. По некоторым сведениям могила шейха появилась в 1287 году. Мавзолей над ней был построен в 1380 году по заказу Тимура и по совету его духовного наставника Мир Сеида Береке.
Скоро поезд в Ташкент, посмотрели чуть. И наш водитель помчался на вокзал, по пути мы кое-что успели отснять. И решили, что в следующим году непременно приедем дня на два, как минимум.
Мавзолей Гур-Эмир (XIV в.).
Фамильная Гробница Тимура и наследников империи, была воздвигнута в юга-западной части города в 1404 году. Мозаика, собранная из светло и темно голубых глазурированных кирпичей, украшают стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.
Реставрационные работы были начаты в 1967 году; наружные купола и глазурь были реставрированы до этого, в 1950-х годах. Внутри мавзолея находится могильная плита сделанная из мрамора и оникса, надгробная плита над гробницей Тимура сделана из большого куска нефрита. Настоящая могила находится внизу, в склепе под мавзолеем.
Назад ехали в том же поезде, но, видимо контроль сняли, поэтому все вагоны переполнены «зайцами», кондиционеры работали слабо, может не справлялись с таким колличеством народа. Мы решили пересидеть в вагоне-ресторане. Добрались туда, так и там облом — «ЗАЙЦЫ» оккупировали… Вернулись в свой вагон — места заняты, но нам их быстро «уступили». Всю дорогу нас развлекал турист из Кореи, который русского языка не знал совсем, а на английском говорил так, что и сам себя не понимал, поэтому общаться пришлось с помощью рисунков. Короче, ребус — язык всех народов.