На площади Пои Колян — «Подножье великого».
Минарет Калян был построен в правление Караханидского хана — Арсланхана. Это самое высокое сооружение в старой Бухаре (46,5 метра). Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жженого кирпича. Он имеет 12 декоративных поясов, на каждом из которых неповторяющийся узор. Минарет сохранил 3 пояса, на которых имеются надписи: дата строительства — 1127 год, имя жертвователя — правителя Бухары Арсланхана и имя строителя — усто Барно, могила которого находится в близлежащих кварталах. Минарет служил местом призыва всех мусульман на праздничную или пятничную молитву в мечеть, которая стоит у подножия минарета.
По легенде: на месте этого минарета стоял саманный стандартный (12 м) минарет, который со временем разрушился. Построили деревянный — сгорел. Тогда призвал хан строителей и приказал построить прочный и высокий минарет. Вышел один мастер и обещал, что построит самый высокий в Бухаре минарет. Вырыли котлован, укрепили его, мастер и пропал. Долго разыскивали его, заочно приговорили к казни за обман. Наконец, спустя два года объявился мастер, его схватили и привели к хану. — «Выслушай меня, хан. Не лгал я тебе, построю самый высокий и величественный минарет. Нужно было выждать ровно два года, чтобы земля осела и выдержала большой вес строения. Только тогда, обещаю тебе, о, хан, простоит минарет не менее тысячи лет!» Поверил ему хан, отпустил. И возвел зодчий самый красивый и самый величественный минарет в Бухаре. Не обманул, более шестисот лет живо творение его гения, простоит еще столько же!
Медресе Мир-и Араб (1535—1536 гг.).
Строительство медресе Мир-и Араб приписывается шейху Абдаллаху Йамани (из Йемена), духовному наставнику ранних шейбанидов, более известному под именем Мир-и Араба. Шейх Абдаллах имел большое влияние на Убайдулла-хана (Муизз уд-Дин Абу-л-Гази УбайдУлла-хан, сын Махмуд-султана, султан Бухары 1512—1533, хан Мавераннахра 1533—1539 ), оставившего значительный след в истории Бухары.
По словам директора медресе — Мухиддина Нумонова, в нëм имеется 114 келий по числу сур в Коране, в которых жили студенты, постигавшие богословие. В свое время Мир-Араб был единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР.
Помещения с левой стороны от входа превращены в мавзолей, в котором находятся захоронения Мир-и-Араба, Убайдуллахана и его царственных родственников. С правой стороны находится мечеть.
Мечеть Масджиди-Калян (1515 г.) — вторая по величине площади в Средней Азии после самаркандской Биби-Ханым.
Внутренний дворик мечети Масджиди-Калян — небольшая тень от единственного дерева и надстройка над священным источником.
Мечеть Масджиди-Калян— единственная мечеть, которая может похвастаться наличием колодца. Это являлось большим преимуществом при осаде города.
Мусульманский священнослужитель, в отличие от христианских и католических стоит не лицом к пастве, а лицом к стороне, где находится Кааба. Ниша — михраб, показывае это направление.
Кольцо на двери мечети Масджиди-Калян, отполированное руками. И керамический декор, оформляющий углы стен.
После дождя уже отреставрированная часть стены «оплыла», ее разобрали до основания, теперь заново возводят.
Самым древним археологическим памятником города является Арк, или крепость города. Это бывший правительственный центр. Перед ним расположена площадь Регистан («насыпная площадь»). Величественная древняя крепость Арк обращает на себя внимания каждого приезжающего в город Бухару. По словам историка X века Наршахи, крепость Арк в течение долгого времени лежала в руинах, и только в VII веке бухар-худат восстановил большой дворец «ках», а потом приказал вырезать имя строителя на железной доске и прикрепить к воротам дворца. Согласно легенде, дворец снова рухнул, и, сколько ни возобновляли постройку, возвести здание так и не удалось. Тогда правитель будто бы собрал ученых и по их совету построил дворец заново в форме созвездия Большой Медведицы, на семи столбах. На плане Арк, близок к неправильному прямоугольнику, несколько вытянутому по направлению с запада на восток. Юго-восточный угол слегка срезан, длина стен Арка 789,6 метра. Площадь 3,96 га.
Когда-то перед Арком существовала большая низина. Пришло время — на дне низины было собрано много народа, который начал носить песок и засыпать еë, уничтожив озеро и образовав площадь. Oтсюда и название площади — Регистан (рег — песок).
В начале XX века площадь Регистан была самым оживленным местом в Бухаре. Здесь находился большой базар, часть которого была расположена кругами вокруг хауза (пруда). Здесь проходили публичные состязания, казни. Место называлось Бозори респон (веревка).
В Арке постоянно жили жены эмира, его мать, а также ближайшие родственники. Здесь же, в гареме, проживали многочисленные женщины, и под особым присмотром находились братья и дядя эмира, с их семьями и прислугой. Каждый из них имел в Арке особое изолированное помещение. Всего в Арке проживали около 3 тысяч человек.
Следует отметить, что вообще, древние восточные города состояли как бы из трëх частей: первая часть — это цитадель-крепость, вторая — это мадина, или шахристан, то есть непосредственно сам город, который располагался вокруг крепости, и третья — это, так называемые рабаты, то есть предместья, за крепостными стенами, где располагались различные мастерские, базары и т.д. Таким образом Арк можно отнести к первой части, где располагались дворец эмира, административные здания и различные госучреждения. Цитадель Арк была построена в IV веке до нашей эры и по результатам археологических находок, проведенных в конце XX столетия, а точнее в 1997 году было установлено, что Бухаре 2500 лет.
Несмотря на то, что Арк был основан в IV веке, основные здания, сохранившиеся до наших дней, относятся в основном к XVI—XX векам. Таким образом, Арк, в том виде, в каком мы его сегодня можем видеть, сформировался при династии шейбанидов.
Прежде чем пройти через главные ворота Арка, установленые в XVI веке при Абдуллахане и называемые Регистан, необходимо подняться по пандусу, длина которого от 16 до 20 метров, а ширина от 3 до 5 метров. Затем можно попасть в крытый проход, называемый дўлон.
Для оправления ритуальных нужд мусульман в XVII веке по приказу правителя из аштарханидской династии Субхан-кули-хана здесь была возведена мечеть в традиционном для Средней Азии айванном стиле с колоннами. Само слово мечеть (масжид) происходит от семитского «маскита», то есть «священное место». Ныне — музей корана.
Представители последней правящей династии (мангытской) не являлись прямыми потомками Чингиз-хана или Афрасиаба, а потому им не разрешалось использовать титул «хан», вот почему они использовали титул «эмир». По этой причине они не могли короноваться ни в Самарканде, ни в Кукташе. В середине XVIII века они построили коронационный двор под открытым небом в Арке. В конце XX столетия этот двор был реконструирован; к подлинным вещам, сохранивнимся до настоящего времени относятся только колонны, сделанные из карагача и мраморный трон.
Своеобразная стена, называемая «гулом-гард» (тадж. «раб-повернись»), имеет несколько значений. Во-первых, она заслоняла собою сам двор и то, что там происходило от постороннего взора. Но самое главное ее назначение заключалось в том, что никто не смел повернуться по окончании аудиенции с эмиром спиной к царственной особе и вынужден был пятиться назад к входу до самой этой стены. И лишь зайдя за неë имел право развернуться.
В период своего пребывания в Питере, эмир бухарский восхищался скульптурами львов. Вернувшись в Бухару, эмир громко сказал: «Хочу!!!» Мастера сваяли четырëх львов из газганского мрамора — два установили в Арке (один куда-то исчез), и ещë парочка «прописалась» в летней резиденции. Львы — яркая иллюстрация восточной миниатюры.
Эту часть стены оставили нетронутой — в память о попытках Фрунзе «расстрелять» Арк из тяжелых орудий.
Настоящий бухарский плов, именуемый в народе как «Оши-софи». У каждого мастера (усто), как правило, имеется ученик (шогирд), на плечи которого ложится почти вся работа, за исключением коротких и самых ответственных моментов, Это вовсе не означает, что мастеру почти нечего делать: его обязанности лежат в несколько иной плоскости. Он координирует общую стратегию. У каждого из мастеров за спиной богатый, веками накопившийся опыт, который передается из поколение в поколение, а также своя школа. Секретов они никому не открывают, кроме своих учеников. А тонконстей, при приготовлении бухарского плова, немало. Бухарский плов готовится в своеобразном казане. Этот медный казан вкапывается, как правило наполовину в землю или устанавливается на некотором возвышении. Максимальная вместимость риса — 80—85 кг. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы накормить 750—800 человек.
Бухарский плов «оши-софи» существенно отличается от всех других видов плова прежде всего своей технологией приготовления. Заключается она в том, что все ингридиенты (главным образом — мясо и рис) отвариваются отдельно до полуготовности. Затем все перекладывается слоями и томится на небольшом огне. За несколько минут до полной готовности плов обдаëтся раскаленным (в отдельном казане) маслом и накрывается плетëной циновкой (бўро).
Медресе Чор-Минор (1807 г.).
На средства богатого туркмена Хафиза Ниязкула, к западу от медресе Улугбека и Абдуллазиз-хана, было выстроено небольшое медресе Чор-Минор.
Архитектура его отлична от традиционной схемы. К необычному зданию медресе пристроены четыре небольших минарета, увенчанных голубыми куполами, декор которых не повторяет друг друга. Рассказывают, что Хафиз Ниязкул построил это медрессе в честь своих четырëх детей — трех сыновей и дочки. Поэтому три минарета одинаковые, а четвертый разнится с ними. Отсюда здание и получило свое название «Чор-Минор» — «четыре минарета». Перед зданием медресе есть дворик, посередине которого располагается облицованный каменными блоками небольшой водоем — хауз, а по бокам медресе пристроено несколько келий-худжр.
Комплекс Боло-Хауз (1712, 1911, 1917 гг.) Автор фото Paco Lozano
Комплекс состоит из водоема, пятничной мечети и минарета. Пятничная мечеть Боло-Хауз расположена напротив Арка — эмирской крепости и поэтому часто правители города молились в ней.
Мечеть была построена в 1712 году по приказу жены правителя Бухары. Несмотря на то, что в тот период в Бухарском ханстве наблюдался упадок в культуре, экономике, тем не менее, была построена одна из самых красивых мечетей Бухары.
Деревянный потолок айвана (традиционный крытый навес), который опирается на изящные колонны, богато декорирован резьбой и украшен цветочным и геометрическим орнаментом. Невысокий минарет был построен в 1917 году знаменитым бухарским мастером усто Ширин Мурадовым.
Невероятно, но мы увидели «привет из прошлого» — автомат газировки. Правда денюжку уже не следует бросать в сам аппарат, ее нужно отдать в мокрые руки «хозяина», вам выдают стакан, нажимают на кнопку пульта, что держит в руках помошник — вуаля, наслаждайтесь газировкой с сиропом! Это называется семейным бизнесом.
Мавзолей Исмаила Самани — снователя династии Саманидов, IX—X в.
Это квадратное сооружение, завершаемое полусферическим куполом. Все фасады одинаковы, не один из них не выделен как главный. Вход со всех сторон оформляет сквозная арочная галерея. Композиционное решение памятника очень простое. Вход оформляет стрельчатая ниша с тремя персептивно сокращающимися арками. Завершают все стороны мощные трехчетвертные колоны.
У входа в мавзолей нас встретила «медитирующая» кампыр (старушка).
Декор мавзолея представляют разнообразные узоры за счëт фактуры кирпича. Здесь шлифованный кирпич плашмя и в форме крупных розеток. Здесь и вертикальная кладка и по диагонали. Это первый объект в Средней Азии, где был использован жженый кирпич светло-желтого цвета с розовым оттенком. Для кладки стен, арок, куполов, колонн и облицовки мавзолея использованы кирпичи-маломерки квадратной и прямоугольной формы различных размеров.
Интерьер также прост в своем конструктивном решении. Несмотря на небольшие размеры помещения, интерьер мавзолея кажется просторным и воздушным. Здесь расположена могила основоположника Саманидского государства Исмаила Самани, его отца и внука. Исмаил Самани был правителем первого централизованного государства.
Период правления Самани, характеризуется как эпоха ренессанса. В это время достигла своего расцвета архитектура, наука, поэзия, литература, музыка. Много замечательных поэтов, писателей, учëных, жили и творили в этот период, среди них Абу Али ибн Сино (Авиценна), Рудаки, Бируни, Дакики, Аль-Кодеми, Табари. Архитектура также достигла своего расцвета. Были построены новые типы зданий мечети, медресе, мавзолеи, караван-сараи, бани.
Восстановленная стена, что обрамляла Бухару. Справа видна дверь, ведущая внутрь стены к бойницам, через которые хорошо просматривалась арена военных действий.
Мавзолей Чашма Аюб (XIV-XVII вв.).
«Источник святого Иова», так переводится название этого древнего памятника, строительство которого началось в XIV веке по приказу Амира Тимура, и продолжено в XVI веке.
Мавзолей возведен над источником, который считается священным и целебным среди жителей Бухары. Согласно легенде, в засушливые годы, жители города молили Бога о том, чтобы он послал им воду. В ответ на молитвы, появился библейский святой Иов, который одним ударом своего посоха, пробил источник из земли. Острый силуэт c поднятым на цилиндрическом барабане двойным куполом с конической скуфьей, отмечает главное помещение с источником.