Ташкент
Бухара
Самарканд

В 4 километрах к северу от города находится (летний) дворец, принадлежавший последнему эмиру Бухары — Саид Алим Хану — Ситараи Махи Хаса (1911—1920 годы). Название дворца переводится с персидского языка, как звезда и луна Хана. Вход во дворец открывает парадный вход, в декоре, которого использовалась мозаика самых разноцветных оттенков и цветов, что не характерно для архитектуры Бухары, использующей в основном синие, зеленые цвета.

Эмир бухарский Алим Хан (1880—1944 гг.). Фото С. М. Прокудина-Горского (1911 г.).

В загородном дворце Эмира Бухарского. Бухара. Фото С. М. Прокудина-Горского (между 1905 и 1915 гг.)

Дворец Ситараи Махи Хаса построен по примеру традиционных бухарских домов и состоит из 3-х частей: вход, наружный двор (для мужчин) и внутренний двор (для женщин). Вход по периметру окружен мастерскими ремесленников, которые здесь работали. Далее вы выходите на широкую площадку, в центре которого находится небольшой водоëм, окруженный одноэтажным зданием, в форме буквы «г».
Архитектура напоминает европейский стиль с элементами местного зодчества. Объясняется это тем, что Амир Саид Алимхан некоторое время учился в Санкт-Петербурге, куда по его приезду были отправлены местные архитекторы, строившие дворец.

Помещение для ожидающих. Плохоосвещенная комната, неудобные стулья и диванчики. Ожидающих «морят» временем. И наконец… О, чудо! Распахиваются двери в огромный, яркоосвещенный зал, богато украшенный ганчем. Эмир как-бы в солнечном ореоле встречает ходоков.

Белый зал — комната приëмов. Кстати, вход в нее не разрешен, но наш удивительный гид Ильхом-ака пошептался со смотрителем и мы имели счастье посидеть на креслах, на которых сиживал эмир бухарский. Ковëр не сшитый из нескольких фрагментов — ЦЕЛЬНЫЙ!!! Как только такое могли соткать мастера? Насколько мне известно подобного размера ткацких станков небыло…

Резьба по алебастру (ганч) и резьба по дереву — основной декор восточного интерьера.

Камин, привезенный из Голландии в дар эмиру. См. видео 

Два из четвëрки львов. При входе на мужскую половину дворца.

Беседка, в которой, отдыхая от жары, эмир бухарский любовался купающимися в водоеме жëнами и наложницами.

В Ситора-и-Мохи Хоса также находится старый дворец, построенный отцом эмира — Ахадханом. Этот дворец построен в совершенно ином стиле. Он имеет другую планировку и убранство. В нëм располагался гарем для жëн эмира и его многочисленных наложниц. Фасад здания, словно в зеркале, отражается в водах водоема, построенного одновременно с дворцом Ахадхана…

Такие красавцы по-прежнему гуляют по аллеям летнего дворца.

Ансамбль Баха-ад-Дина Накшбанди.


В 12 км от Бухары, в селении Касри Орифон (переводится, как «Замок, познавших Божественную Истину»), находится архитектурный комплекс Баха-ад-Дина Накшбанди.
В древности селение Касри Орифон, где располагается ансамбль Баха-ад-Дина, славилось языческими празднествам, во время которых путь от Бухары устилался цветами.
С XVI в. одним из ярчайших суфийских Мастеров, которые почитаются во всем мире — является Баха-ад-Дина Накшбанди, живший в Бухаре в XII веке. Он является основателем суфийского ордена Накшбандийа. Основное значение и сущность учения Накшбанди заключаются в следующем лозунге: «Даст ба кор, дил ба Ер», т. е. «Рука в труде, Аллах в душе». Придерживающимся тариката (пути познания Бога) необязательно всë время твердить и всем показывать, что он верующий, читает намаз, постоянно ходит в мечеть и т. п., самое главное, не отдаляясь от народа и общества, честно и добросовестно трудиться, заниматься полезным делом и быть истинным верующим, прежде всего в душе.
Основными требованиями и сущностью тариката являются — не убивать, не изменять, не обижать, не быть завистливым, быть доброжелательным, честным и чистым душой, не препятствовать добрым делам, не угнетать других.


Недалеко от его могилы распологается могила его матери и его учителя — Саид Мир Кулола.

В 1544 году в честь Накшбанди воздвигнута дахма с мраморной резной оградой над его могилой и здание ханаки (обитель дервишей).

Потолки — резьба и роспись по дереву.

На территории некрополя расположен хауз, с которым связано много легенд о Баха-ад-Дине Накшбанди и святой источник Накшбанди.


Особый интерес представляет живописная арочная саккахана. Саккаханой (буквально: «место, дающее воду») по восточной традиции может быть небольшое здание, ниша в стене, или даже просто выступ, где имеется кран, фонтан или кувшин, которые обычно устанавливались за железной решеткой. Прохожие могут не только утолить здесь жажду, но также попросить об исполнении благочестивых желаний, оставив здесь небольшой дар (как залог исполнения желания).

Наш гид Ильхом-ака совершает омовение святой водой источника.

Надгробнная плита, восстановленная современными мастерами.


Баха-ад-Дин Накшбанди был хорошим гончаром, покупая его изделия, считалось, что вместе с ними вносишь в дом счастье и благополучие. Последователи учения «накшбандия» придерживаются скромности, не афишируют своей приверженности ордену и Богу. Они живут среди простых людей, зарабатывая себе на жизнь и на пропитание своим трудом, а не подаяниями.

Минарет комплекса Баха-ад-Дина Накшбанди. Минарет стандартный — высотой двенадцать метров.

Пятничная женская мечеть. См. видео второго зала 

Священное тутовое дерево — нужно пролезть под ним, прикасаясь больными местами, положить «дар» и попросить здоровья. Мы тоже пролезли, я пребольно стукнулась спиной и, благополучно согнувшись, продолжила осмотр, опираясь на руку Сани.

Наша последняя достопримечательность в этой поездке: мемориал недалеко от ансамбля Баха-ад-Дина Накшбанди и г. Каган. К сожалению имени погребенного святого не запомнили, единственное, что осталось в памяти: он был кузнецом и близким другом Накшбанди.

 

 
  Ташкент Бухара Самарканд  
Hosted by uCoz